«Золотым веком» пластической хирургии называют начало XX века. Несколько факторов способствовали быстрому развитию отрасли.
Важнейшим прорывом в медицине вообще и в пластической хирургии, в частности, стало изобретение антисептиков. Первым шагом на пути к созданию антисептиков оказались микробиологические открытия Луи Пастера. Взяв за основу его научные труды, Джозеф Листер, английский хирург и ученый, опубликовал в 1867 году работу «Антисептический принцип в хирургической практике», а затем, в том же году статью «О новом способе лечения переломов и гнойников с замечаниями о причинах нагноения». Хирург использовал в качестве антисептика карболовую кислоту, создав многокомпонентный способ борьбы с инфекцией и заслужив титул основоположника антисептики.
Справедливо будет вспомнить немецкого доктора Земмельвайса, который за 18 лет до Листера, обязал медицинский персонал перед осмотром беременных и рожениц окунать руки в хлорную известь, что снизило смертность среди пациенток в 7 раз – с 18% до 2.5%. Однако, метод Земмальвайса не встретил понимания среди коллег. Доктора высмеивали и даже затравили до психиатрической лечебницы, где он и умер от того же сепсиса, от которого успешно избавлял своих пациентов изобретенным им антисептиком. С тех пор в психологии появился термин «рефлекс Земмельвайса», которым обозначают отрицание новых данных на основании того, что они противоречат устоявшимся представлениям. Заслуги профессора были полностью признаны после его смерти, он был реабилитирован как ученый и создатель антисептики.
В России примерно в то же время антисептики были открыты и использовались хирургами И. В. Буяльским и Н. И. Пироговым.
Вторым фактором для быстрого развития пластической хирургии стали две мировые войны XX века.
Известным явлением является положительное влияние войн на достижения науки. Медицине большое количество «живого» материала позволяется серьезно продвинуться в изобретении новых способов лечения и спасения человеческих жизней. Множество пациентов с огнестрельными ранами, в том числе лица, с ампутированными конечностями, заставили хирургию не стоять на месте, а создавать новые научные методы и совершенствовать пластические операции. Рядом с госпиталями нередко открывали хирургические отделения.
Одно из ярких имен в пластической и реконструктивной хирургии - армяно-американский хирург Вараздат Газандян (Казанчян). Эмигрировав в США в 14 лет в 1893 году и выучив язык на вечерних курсах, Вараздат работал помощником зубного врача, закончив школу при Гарварде. Быстро набрав популярность у пациентов собственной клиники, врач стал одним из первых лицевых пластических хирургов. Во время войны Казанчян оказался во Франции, где организовал клинику при госпитале. За два года вместе с коллегами он прооперировал около 2,5 тысяч раненых, пробыл в Европе до 18-го года и обзавелся прозвищем "вундер-хирург". С 1925 г. он преподавал в Гарварде собственный курс, продолжая работать лечащим врачом в разных клиниках.
После Второй мировой войны развитие пластической хирургии было ознаменовано более совершенной методикой пересадки кожи и усовершенствованием анестезии. Так появилась возможность проводить операции под местным обезболиванием. Операции стали менее травматичными, более безопасными и, соответственно, более популярными.
Предыдущую статью по теме можно прочитать здесь.