Гипноз, как нетрадиционное средство излечения, зародился наряду с медициной, и с тех пор шагает с ней рука об руку. Через всю историю гипноза проходят периоды его «отлучения», сменяющиеся периодами восхваления, а затем снова – забытье. Применявшиеся в древней Индии, на Востоке, в древней Греции и Риме, в древнем Египте и на Тибете, как нечто само собой разумеющееся, гипнотические приемы стали привлекать к себе традиционных врачевателей лишь к XV веку.
Родоначальниками гипноза были Парацельс, излечивавший больных магнитами, а затем через 250 лет окутанный тайной Месмер. На смену им популяризировать гипноз пришел в XIX веке аббат Фариа (описанный Дюма), который опроверг месмеризм, и считал гипноз состоянием внушения, а не «животным магнетизмом». Через 30 лет после него английский хирург и офтальмолог Джеймс Брейд вводил в транс одним пристальным взглядом, и именно он дал название гипнозу. В 1864 году французский врач Амбруаз Огюст Льебо под впечатлением от работы своего английского коллеги пытается внедрить гипнотизм во врачебную практику. Однако, трудно доказать существование неосязаемого и невидимого, и на протяжении 25 лет Льебо проводил исследования и писал «в стол». Его первая работа на тему гипноза была продана в количестве всего одного экземпляра, а коллеги высмеивали гипнотический метод, считая его регрессивным.
Амбруаз Огюст Льебо был настойчив, полон веры в то, что он делает, и не прекращал работать над практической частью доказательств. Будучи отвергнутым в начале практики, он умер в ореоле преклонения. Фанатично преданный своему делу, за 25 лет исследований Льебо собрал 7500 наблюдений. Среди которых были даже удаления зубов под гипнозом. Конечно, врач переоценивал территорию влияния гипноза. Он считал, что гипноз «озарит психологию, медицину, право, философию, религию, историю и многое другое…». Но Льебо оставался прав в основном – в том, что светочи науки из-за своей мнительности и консервативности отвергали очевидные подчас доказательства. Это были не голословные утверждения, они исходили из опыта его жизни и врачебной практики.
Амбруаз Огюст Льебо родился в 1832 году в Мёрт-и-Мозель, департаменте Лотарингии на северо-востоке Франции. Его родители, крестьяне, мечтали о карьере священника для сына, однако юноша решил всё иначе и отправился в Страсбургский университет изучать медицину. В возрасте 25 лет он был выбран среди своих сокурсников в интернатуру и успешно прошел последипломную практику. В 1850 году, через два года после окончания университета, Льебо уже защитил диссертацию на хирургическую тему и удостоился степени доктора медицины. Молодой врач решил нарабатывать практику и открыл бесплатную клинику неподалеку от Нанси. Поначалу недоверчивые к возрасту врача, жители вскоре стали доверять его неоспоримому таланту врачевателя, и ручеек посетителей превратился в реку жаждущих исцеления. Слух о толковом враче быстро распространился, и практика Льебо стала постепенно расширяться. Не брезгуя ничем, он занимался всем – был и акушером, и стоматологом, и хирургом.
Наработав достаточно практики и заручившись доверием пациентов, Льебо решил испробовать лечение гипнозом, о котором прочитал у своего знаменитого коллеги – Джеймса Брэйда. Английский коллега вводил окружающих в транс, прося их сосредоточить свой пристальный взгляд на каком-нибудь предмете. Люди в расслаблении засыпали, что было закономерным следствием предшествующего полного сосредоточения умственных и физических усилий.
Чтобы привлечь подопытных пациентов на сеансы гипноза, Льебо приходилось прибегать к своего рода небольшому шантажу. Он предоставлял выбор: либо бесплатное лечение гипнозом, либо традиционное лечение с оплатой пребывания в клинике, услуг врача и лекарств. Нехотя люди соглашались, многие небогатые пациенты предпочитали сэкономить. Льебо вводил их в гипноз тихим спокойным голосом, мягкими поглаживаниями. Здесь он полностью следовал заветам Брэйда, будучи и сам убежден в том, что гипноз – это не физическое воздействие, а сила внушения.
Брэйд и Месмер, как и аббат Фариа, являлись представителями двух разных школ гипнотизма. Представления Месмера о гипнозе относились к Парижской школе, тогда как аббат Фариа, Брэйд и Льебо придерживались взглядов, которые составили основу Нансийской школы гипноза. Кстати, институт гипноза в Нанси существует и по сей день. Разница в подходах между школами состояла в трактовке самого понятия гипноз: Парижская школа придерживалась мнения о необходимости физического воздействия, тепла, музыки, прикосновения, чтобы ввести пациента в транс, а Нансийская школа считала гипноз исключительно влиянием на воображение человека и внушением. В конце концов, Нансийская школа победила, так и оставшись старейшей в Европе.
Начав применять гипноз как лекарство, Льебо решил начать собственную практику гипноза, для чего купил большой дом в Нанси. Несмотря на начавшуюся очередную волну популярности гипноза, люди всё ещё с осторожностью относились к такому способу излечения, считая его богопротивным и связанным с колдовством. Льебо не признавали и его коллеги, что привело даже к отказу от места преподавателя в знаменитом Нансийском университете.
В 1866 году он издал работу «О сне и аналогичных состояниях…», которая спустя год была полностью разгромлена на первом Международном медицинском конгрессе в Париже. Так медицинское сообщество отвергло Амбруаза Огюста Льебо. Однако, врач, будучи убежден в своей правоте, продолжил практику и исследования. В том же 1866 году он издал обширную статью под названием «Исповедь врача-гипнотизера», в которой обобщил наблюдения более чем семью тысячами пациентов за двадцать пять лет практики.
Непризнанный официальной медициной, он удалился в родную деревню и продолжил работу. Пациенты называли своего исцелителя не иначе, как «Дядюшка Льебо». Это прозвище ему подходило как нельзя кстати – крепкий, как сельский житель, он был моложав и подтянут. До конца жизни он вел скромную размеренную жизнь, окруженный поклонением и благодарностью пациентов. Амбруаз Огюст Льебо умер в 1904 году в возрасте 82 лет.
Признание его заслуг пришло ровно через 20 лет после парижского конгресса, на котором Льебо был осмеян. Медицинский конгресс в Нанси аплодировал стоя, когда последователь гипнотизма французский профессор в своем докладе открыл истинную роль Льебо в популяризации гипноза.
У Амбруаза Огюста Льебо много последователей, чьи имена известны более чем его, незаслуженно забытое. Среди некоторых из его знаменитых учеников - Эмиль Куэ, французский психолог, основоположник техники личностного роста, основанной на самовнушении, а также Зигмунд Фрейд, посещавший Нансийскую школу гипноза.