Из всех направлений медицины психиатрия – область, развитие которой хоть и демонстрирует очевидный прогресс, но все же остается одной из самых метафизичных и загадочных областей врачебной науки. Вильгельма Гризингера (1817-1868), приверженца рационального подхода в психиатрии и представителя старой школы «соматиков», полагавших, что психические болезни возникают из болезней тела, называют основоположником теории современной психиатрии. Спор между двумя школами, в основе которых отразилось вечное противостояние романтизма и материализма, – «психиков», считавших, что заболевания психики обусловлены болезнями мозга и «соматиков», не разрешен окончательно даже в наше время.
Как медицинская дисциплина, психиатрия возникла довольно поздно – в конце XIX века. До того, как стать признанным научным направлением, психиатрия на протяжении многих веков опиралась на мистико-религиозные взгляды. Возникновение психических болезней, лечение которых осваивали еще древнегреческие врачи, связывалось с представлениями о потустороннем, божественном или, напротив, демоническом. Древние римляне относились к эпилептикам, а также больным, пораженным пляской святого Витта, как к отмеченным божьей печатью. Такие люди считались носителями пророческого дара и зачастую становились жрецами. Среди методов излечения в то время применялись самые невероятные способы – от закапывания сока бузины и других растений в нос больного до обкладывания его головы легкими свежеумерщвленной овцы, или возложения на голову пациента электрического ската.
От печати бога до отметины дьявола – один шаг, и вот уже в Средние века психические больные считались порождением темных сил, из которых «бесы изгонялись» в лучших случаях церковными ритуалами, а в худших – несчастные больные сжигались на кострах. Затем священнослужители вменили монастырским настоятелям «присмотр» за душевнобольными, и духовные обители стали также прибежищем больных в смирительных рубашках.
Дуализм отношения к психически больным в периоды до торжества рационализма демонстрирует метафизичность психиатрии, выразившуюся позднее в тенденции к двум направлениям, о которых было сказано выше, – школе материалистов («соматиков») и идеалистов-романтиков («психиков»). Деление психиатрии на школы оформилось в XVIII веке под влиянием подхода немецкого медика Г. Э. Шталя, который выделил два типа психозов – основанных на душевных болезнях или возникших на почве заболеваний тела.
Вильгельм Гризингер, родом из Штутгарта, ставший ярким представителем эпохи «соматиков» в психиатрии, получил блестящее образование в старейшем Тюбингенском университете, а затем продолжил учиться у Франсуа Маханжи, бывшем в то авторитетным профессором по нервным болезням. Возможно, великий физиолог, Маханжи и его «правая рука», Клод Бернар, оказали на Гризингера влияние, определившее впоследствии его «материалистический» подход к психиатрии. С 22 лет Гризингер работал в немецкой психиатрической больнице, а в 37 получил статус профессора общей патологии и истории медицины в крупнейшем учебном заведении Германии – Кильском университете. Еще через 10 лет Вильгельм Гризингер возглавил кафедру психиатрии в университете Берлина.
Пойдя дальше своих знаменитых учителей, Вильгельм Гризингер способствовал объединению неврологии с психиатрией. Это был совершенно революционный в то время подход. Неврология считалась «болезнью тела», то есть физиологическим недугом, тогда как психические болезни были из разряда чего-то эфемерного и необъяснимого, что должно было оставаться в специальных заведениях и домах призрения.
Источником душевных болезней Гризингер считал патологоанатомические изменения в мозге, а причинами сумасшествия называл психические потрясения и деформации. Это был новый для психиатрии научный подход, переводивший её из сферы потустороннего во вполне конкретную медицинскую область. Для своего времени идеи Гризингера были достаточно прогрессивными, а издание работы «Патология и терапия психических болезней» в 1845 году, ставшей научным событием и переведенной на все языки мира, подкрепило его статус ведущего специалиста по психиатрии. Важной составляющей нового направления в психиатрии был вопрос психической индивидуальности и душевного развития индивидуума.
Создавая собственную методологию и систему в психиатрии, Гризингер опирался на исследования и работы известных мировых психиатров, его предшественников, среди которых Ж.-Э. Доминик Эскироль, И. Ф. Гербарт, его учитель Э. Цёллер. Гризингер развил идею о душе, как сознании, а психические отклонения относил на счет «психических рефлексов». Он говорил, что функция «душевного органа» состоит в «ощущении и представлении». Совокупность душевного опыта человека – это некое сложное скрещивание его впечатлений, представлений и потрясений вкупе с «нервным рефлексом».
В своих работах, ставших основой для дальнейшего изучения шизофрении как расстройства личности, Гризингер утверждал, что всякий психоз возникает на почве эмоциональных расстройств или нервных нарушений. Он систематизировал наблюдения и вывел несколько состояний, среди которых назвал «основное настроение» и последующие деформации личности, включая реакцию собственного «я», распад личности, галлюцинации как первичные, так и в состоянии аффекта. Он также убедился, что при сложном расстройстве и устойчивых галлюцинациях у здорового человека, грань между вымыслом и явью призрачна, и больному крайне сложно отличить мысли надуманные от настоящих. Галлюцинации – это продукт психики человека, они для него настолько же очевидны и реальны, как и голоса окружающих людей. Однако галлюцинации, в отличие от действительности, не окрашены эмоциями, а имеют только признаки эмоциональных идей.
Вильгельм Гризингер поведал случай из практики, ставший классическим описанием призрачности границ между реальностью и выдумкой мозга. К некоему врачу-психиатру, которого время от времени мучили галлюцинации, пришел больной, страдавший на почве алкогольных возлияний белой горячкой. Особенность этого расстройства состоит в слуховых и зрительных галлюцинациях обычно угрожающего свойства, зачастую сопровождающихся самоповреждением в попытке защититься от привидевшихся «мелких злобных существ». При очередном возобновлении галлюцинаций он обратился к врачу. В конце беседы пациент вдруг сказал, что принес с собой рыбу, которую нашел на дороге. Он достал рыбу и положил на стол. История была столь неожиданной, что врач решил списать её на галлюцинацию. Однако, рыба выглядела слишком реалистичной, и врач, дабы избавиться от сомнений, решил её разрезать. До того, как он убедился, что рыба - не плод воображения, он пребывал в крайне неприятном состоянии сомнения в собственной адекватности, не сумев отличить явь от видения.
В настоящее время психиатры так и не нашли убедительного метода излечения от шизофрении, существуют только способы приостановить её течение и облегчить мучения больного. То же касается многих других психических заболеваний, которые так и остались неразгаданными современной наукой.
Положение душевнобольных в то время оставалось незавидным – их содержали отдельно от общества, часто применяли способы физического ограничения свободы движения – кожаные ремни, смирительные рубашки, даже цепи. Вильгельм Гризингер был одним из первых психиатров, призывавших к смягчению условий содержания и положения больных душевным недугом. Так, он открыл первую в Германии психоневрологическую поликлинику, оказывавшую больным посильное лечение. В 1867 он основал в Берлине медико-психологическое общество и начал издавать журнал о психиатрии и нервных болезнях.
Именем Гризингера названы некоторые болезни и симптомы, например, пульс Гризингера, Гризингера симптом. Одной из множества заслуг немецкого психиатра перед наукой является классификация, данная им психическим состояниям. Он выделяет четыре состояния: психической подавленности, психического возбуждения (мания), психической слабости, куда относит идиотизм и кретинизм, и четвертое состояние - осложнения помешательства, которые делятся на общий паралич и эпилепсию.
Поистине выдающийся немецкий психиатр, Вильгельм Гризингер заслужил звание основоположника научной психиатрии. Его психопатологические исследования способствовали вычленению психиатрии из метафизической области в отдельную медицинскую дисциплину и признанию её важнейшей для изучения и развития отраслью врачебной науки.