Гийом Дюпюитрен (1777 – 1835), выдающийся французский хирург, анатом, ученый, меценат, был, по мнению Склифосовского, «лучшим представителем медицинских знаний своего времени». Имя Дюпюитрена увековечено в названиях множества хирургических заболеваний, которые открыл и описал этот талантливый врач. В учебниках по хирургии студенты изучают «перелом Дюпюитрена», «переломовывих Дюпюитрена», «симптом Дюпюитрена», «контрактуру Дюпюитрена», «флегмону Дюпюитрена», «абсцесс Дюпюитрена». Врачи пользуются «повязкой Дюпюитрена», «зажимом Дюпюитрена», «энетеротрибом Дюпюитрена». Хирурги проводят «операции Дюпюитрена», действуют «методом кольпопоэза Дюпюитрена». И конечно, имя этого великого французского врача увековечено в названии одной из улиц Парижа.
Блестящей карьерой врача Гийом Дюпюитрен обязан своему отцу, направившему сына против его воли не в армию, а в медико-хирургическую школу в Лиможе, уже тогда экономически развитого промышленного города, знаменитого своим фарфоровым производством. Отец Гийома был бедным адвокатом и не мог бы обеспечить даже начальное образование сыну, если бы не участие друга семьи, кавалерийского офицера, благодаря которому младший Дюпюитрен окончил школу в Париже. Сразу после медико-хирургической школы в Лиможе, в которой Дюпюитрен проучился недолго, он вернулся в Париж, центр просвещения и науки, и поступил в один из самых авторитетных университетов мира - в Сорбонну. Учась в Парижском университете, Дюпюитрен одновременно посещал другие медицинские курсы при уважаемых заведениях. В одном из них, Эколь де Санте (букв. - Школа Здоровья), он получил первую свою медицинскую должность – помощника профессора анатомии, или прозектора. К моменту окончания университета (юноше тогда было 20 лет), имя Дюпюитрена уже было известным в медицинских кругах. Вскоре молодой врач был назначен руководителем анатомических исследований, а в 24 года написал свою первую монографию по патологической анатомии. Через год он получил звание хирурга в госпитале Отель-Дьё, возглавить который ему предложили в 1815 году, и в котором он проработал двадцать лет.
Отель-Дьё (обитель Бога) – это старейшая больница Парижа, основанная в VII веке. Во времена Дюпюитрена вышел указ, действовавший на протяжении трех десятков лет, согласно которому все психические больные Парижа были обязаны пройти лечение в этом заведении. Больница находилась в ужасающем состоянии, в каждой из двух палат (женской и мужской) на 42 пациента приходилось всего 6 широких кроватей. Естественно, что в таких условиях больные перевозбуждались, наносили друг другу увечья, а разнимали их два служителя при помощи палок. Из способов лечения применялись принудительные ледяные души и ванны, которых было всего две на оба отделения, лекарства на основе наркотиков, чемерица, применение которой в медицине всегда было и осталось спорным, слабительные, кровопускание. В остальных отделениях больницы положение пациентов было еще более плачевным, царила антисанитария, персонал заходил в палаты, держа носовые платки у носа, дабы не вдыхать затхлый из-за отсутствия вентиляции воздух.
Конец такому состоянию парижских больниц принес доклад Академии наук в 1787 году о состоянии госпиталей. Полная перестройка началась со старейшей больницы. Таким образом закончилась и ожесточенная борьба Гийома Дюпюитрена с руководителем больницы против антисанитарного состояния в палатах и за реформы в лечении больных, в том числе безнадежных. Безнадежными больными тогда признавались любые пациенты, чье состояние не улучшалось через несколько недель, после чего их отправляли в хосписы.
За двадцать лет под руководством Гийома Дюпюитрена старейшая больница Парижа Отель-Дьё превратилась в лучшую процветающую больницу Европы и образец прогрессивной медицинской науки.
В расцвете карьеры Дюпюитрен принимал по 10 тысяч больных в год, что при 12-ти часовом рабочем дне дает по полчаса на одного пациента. Так, благодаря своей работоспособности и таланту медика, Дюпюитрен стал самым богатым врачом в истории. Однажды он предложил миллион франков свергнутому и нуждающемуся в деньгах королю Карлу Х, который, однако, отказался от предложения. Кстати, именно Карл X назначил Дюпюитрена первым хирургом Франции после того, как тот успешно прооперировал его по поводу катаракты. На деньги Дюпюитрена (он завещал Сорбонне 200 тыс. франков) была основана кафедра патологической анатомии при Парижском университете и открыт музей анатомии, который носит имя Дюпюитрена. Этот заслуженный французский врач не был обделен милостью власть имущих. Людовик XVIII пожаловал ему титул барона и назначил своим придворным врачом - лейб-медиком.
Параллельно с работой в больнице Дюпюитрен возглавлял кафедру оперативной хирургии медицинского факультета Сорбонны. Записи его лекций, как и научные исследования, систематизировали, сохранили и опубликовали верные ученики. При жизни Дюпюитрен издал «Лекции по клинической хирургии» в 4-х томах, издание, ставшее бесценным для его коллег-современников. В этих лекциях давалось подробное описание дня хирурга с мельчайшими и важными подробностями. Его день изобиловал самыми разными занятиями – от приема пациентов с травмами, до оценки результатов вскрытия и паталого-анатомических наблюдений. Учитывая широкую специализацию Дюпюитрена, в его записях встречались и описания травматических случаев, и операции по поводу гинекологии, и записи о лечении желудочно-кишечных заболеваний.
Дюпюитрен считал, что хороший хирург непременно должен быть первопроходцем и пробовать новое, вопреки изученному. Он призывал не бояться сложных положений и двигаться вперед на свой страх и риск.
За два года до смерти великий хирург Франции перенес инсульт, уволился из больницы и больше уже не смог практиковать. В 1835 году Дюпюитрена поразила эмпиема плевры – гнойное заболевание легких. Он отказался от хирургического вмешательства, считая, что «лучше умереть от руки бога, чем от руки врача».
Вклад Гийома Дюпюитрена в медицинскую науку был оценен его современниками в полной мере, а его ученики, многие из которых также стали гордостью Франции, достойно поддержали и продолжили дело учителя. Изобретения Дюпюитрена применяются в медицине до сих пор, а его научные исследования и открытия в области хирургии заложили основы медицинской науки в её современном виде.