Из истории медицины. Жизнь замечательных врачей. Альбрехт фон Галлер

Альбрехт фон Галлер (1708-1777), швейцарский физиолог, естествоиспытатель и анатом, был пооистине удивительной личностью XVIII столетия. Он обладал недюжинной работоспособностью, умудряясь совмещать блестящую карьеру с преданностью семье. Обзаведясь одиннадцатью детьми от трех жен, и дважды будучи вдовцом, он с самого детства был преследуем смертью близких людей. В 4 года он потерял мать, а в 13 - бесконечно любившего его отца. Все эти переживания вкупе с преследованиями со стороны некоторых коллег, постоянно разрушали его психо-эмоциональное состояние. Как и все вундеркинды, он был нервозен, но при этом колоссально активен во всех сферах своей жизни. Научное и литературное наследство Галлера поистине грандиозно и представляет собой огромную ценность.

Галлер действительно был необыкновенно одаренным ребенком. Несмотря на постоянные болезни и рахит, которые длительное время ослабляли его, он уже в девять лет сочинял стихи на латыни, древнегреческом и древнееврейском языках. Лишенный возможности шалить со своими тремя братьями и другими детьми, маленький Галлер, выучившись читать в 4 года, с упоением набросился на книги. Он читал все подряд, и уже в 9 лет осилил Библию, вдобавок на древнегреческом. К двенадцати годам он выписал более двухсот заметок из биографий, которые прочитал. Кроме того, в этом же возрасте маленький Галлер написал грамматику арамейского языка.

Любящему его отцу сложно было постичь все дарования своего ребенка. Альбрехт Галлер был талантлив в сочинительстве и в филологии, писал поэмы, делал переводы. Как любому много читающему человеку, ему трудно было ограничиться какой-то одной областью наук, поэтому он писал не только литературные произведения, но и книги по математике. Круг его интересов был очень широк – от ботаники до математики, и от медицины до языковедения. Первой судьбоносной встречей оказалось знакомство в гимназии с доктором Нейхаузом, который и зажег в Галлере интерес к медицине, что впоследствии привело юношу в Тюбингенский университет. Следующие важные для Галлера знакомства произошли в альма-матер, где юноше преподавали два профессора, знаковых личности, - Дювернуа и Бильфингер. Это были анатомы и ботаники, оказавшие огромное влияние на становление Галлера как ученого.

К сожалению, кроме них, остальные профессора университета не блистали ни знаниями, ни методами преподавания, и любознательный Галлер быстро заскучал. В одном из своих писем он даже писал, что делать здесь больше нечего, поскольку профессора не могут ничего ему дать. Однако Голландия его привлекала, будучи в то время колыбелью наук. И он отправился учиться к уже ставшему знаменитым на всю Европу Бургаву.

Учась в Лейдене он, конечно же, стал любимым учеником Бургава. Постигая по его стопам теорию «анимизма» (теории об одушевленности всей природы), Галлер осознал, что течение жизни гораздо сложнее, и не вмешает одномерного понятия. Он понял, что законы живой материи гораздо шире механистических процессов. Было очевидным, что необходим гораздо более широкий подход, совмещение нескольких дисциплин и просчитанный результат. Законы природы должно сочетать с математическими правилами, помноженными на опыты и методики. Знаменитый голландский ученый был понятен и близок Галлеру, поскольку сочетал в своих ученых традициях клинические исследования и эксперименты с теоретической работой по физиологии, биологии и ботанике.

Получив степень доктора медицины, неутомимый Галлер направляется за новыми знаниями в Париж и Кембридж в 1727 году. Через 4 года он возвращается в Базель, чтобы жениться на Марианне Висс, которая впоследствии родила ему троих детей. Остепенившись в 26-ти годам, Галлер возвращается в родной Берн преподавать анатомию. В следующем году он уже получил приглашение в Гёттингенский университет и поехал туда, рекомендованный Бургавом как «будущий великий медик Европы». Во время поездки погибает его супруга. Преданный и любящий Галлер топит свое несчастье в работе, устроившись преподавать на нескольких кафедрах: физиологии, химии, хирургии, ботаники и анатомии. Он развивает бурную деятельность, задействуя свои таланты в нескольких направлениях: основывает анатомический театр, открывает родильный дом для неимущих, создает научное общество, журнал, ботанический сад. Альбрехт Галлер получает пост президента научного Королевского общества, статус которого он сохранил до самой смерти, а также становится научным лидером университета и редактором научной газеты.

В личной жизни его преследуют беды – он опять становится вдовцом, едва женившись на девице Бухер.

Однако через год, в 1741 году, на пороге своего 34х-летия, он женится на Софии Тейхмахер, которая подарила ему восьмерых детей.

Последующие годы Галлер полностью отдавал научной деятельности. Множество своих работ он посвятил учителю и наставнику Бургаву, комментируя его учебники и ученые труды. Галлер первым употребил термин «физиология» и дал вполне современное толкование «дыханию» как физиологическому процессу. Его исследования завершает появление учебника «Основы физиологии человека» в 1747 году.

Наиболее существенные работы Альбрехта Галлера были посвящены физиологии и анатомии, наукам, которые он считал глубоко взаимосвязанными, и даже называл анатомию «ожившей физиологией». Галлер был автором теории, по которой органы любого живого тела обладают двумя важнейшими качествами: раздражимостью и чувствительностью.

Несмотря на все возрастающую популярность Галлера в Европе, пожалованный ему баронский титул и пост королевского лейб-медика, в 1753 году он покинул Голландию, чтобы воссоединиться с семьей в Берне. Считается, что в Берн он вернулся, не выдержав давления своих коллег-шовинистов, требовавших ухода Галлера с поста преподавателя университета в Геттингене. Так или иначе, вернувшись в родной город, Галлер преподавал там до конца жизни. Несмотря на настойчивые приглашения коронованных особ, Галлер прожил до конца своей жизни с семьей, преподавая и работая врачом в Берне. Дома Галлер опубликовал, наконец, свой обширный труд «Элементы физиологии человеческого тела» в восьми томах. На пороге своего семидесятилетия Альбрехт фон Галлер ушел из жизни со словами «он уже не бьется», имея ввиду собственный пульс. Свое наследие он оставил 11 детям, 20 внукам и многим почитателям его таланта.

За три года до издания одной из основополагающих работ «О дыхании», Галлер издал 4 тома комментариев к учебнику своего гуру Бургава. В тех же 1739-1743 годах появились его первые теоретизирования на тему раздражимости и чувствительности живых материй. Он считал эти реакции основными характеристиками живой материи, и для доказательства применял живой опыт, следуя за современником и основателем разделяемых им взглядов, Френсисом Глиссоном. Тот, в свою очередь, был последовательным поклонником теорий Френсиса Бэкона, и считал, что материя, будучи совершенно самостоятельной, способна откликаться на раздражение и другие внешние воздействия сокращениями и прочими реакциями.

Одной из важных заслуг Галлера было развенчание теории о нервных флюидах, данное еще Декартом (1596 – 1650), и открытие теории «самостоятельной» реакции мышечных волокон.

К сожалению, наследники вольно распорядились наследством, уничтожив его письма за 26 лет, а жена – и та продала императору Австрии квартиру и редчайшую библиотеку мужа. Теперь всё наследие хранится в «Вечном городе», а также в Милане, Павии и Падуе. Оно представляет собой 25 тысяч томов, около восьмидесяти рукописей и множество писем, чья научная ценность не вызывает сомнения.

Популярность Галлена как ученого и медика была настолько высока, что святейшие и корованные особы приглашали нанести им визит, а почести так и сыпались, как из рога изобилия.

Кроме создания восьмитомника «Элементы физиологии человеческого тела» выходившее в 1757-1766 гг, Галлер выпустил работу об исследованиях по эмбриологии и уродствам у животных, а также «Анатомические рисунки». В Берне Галлер основал анатомический театр, филологическую семинарию и ботанический сад. Из научных трудов в то же время Галлер издал восемь книг по анатомии человека, в частности, по сосудам, мозгу и внутренним органам.

Ученый авторитет и слава врача бежали впереди него, и соотечественники построили для изысканий Галлера целый анатомический театр и публичную библиотеку.

Альбрехт Галлер был знаковой личностью для своей эпохи. Его рациональные рассуждения уже не были навеяны плодами размышлений коллег предыдущего столетия. Беря их за основу, Галлер оставался страстным экспериментатором, проверял любые методики и приводил собственные аргументы в защиту своих теорий.

Ценнейшим наследием, сохранившимся до наших дней, мы обязаны редкому энциклопедическому уму швейцарского ученого, его упорным исследованиям и опытам. Систематизированные им знания сохранили для нас поистине важные изыскания и тонкие размышления, а также блистательные литературные труды Альбрехта фон Галлера.

Все процедуры