Однажды Герман Бургав, знаменитый голландский врач, проболел целых 6 месяцев. Выйдя в первый день после болезни на улицу, он был приятно поражен фейерверком, устроенным в его честь обожавшими ученого горожанами. Его популярность была настолько велика, что китайский мандарин запросто отправил письмо на адрес «Герману Бургаву. Врачу в Европе», и оно дошло до адресата. Собственные коллеги называли Бургава «всей Европы учитель».
Герман Бургав (1668-1738) был одаренным с детства ребенком. Уже к 11 годам он разбирался в изящных науках, владел греческим и латынью. В этом же возрасте он обзавелся недугом – язвой на голени, которую на протяжении 7 лет не мог свести никто из врачей. Сам Бургав говорил, что это определило его будущее, и он отказался от пути, уготованном ему отцом – карьеры священнослужителя. Хотя к этому моменту он успел закончить богословский факультет и защитить докторскую диссертацию на тему разделения души и тела. Однако, вовремя распознав, что духовное звание предполагает полное отсутствие личного мнения, что совершенно не устраивало пытливого талантливого юношу, Герман Бургав решил стать врачом.
В 15 лет потеряв отца, юный Герман был вынужден самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Он отправился учиться в прославленный лейденский университет, где тысяче студентов преподавали 16 профессоров, среди которых были знаменитые последователи и ученики первооткрывателей и выдающихся ученых. В 22 года Герман Бургав становится доктором философии, а в 25 – удостаивается звания доктора медицины.
Разносторонне развитый и необыкновенно одаренный, Герман Бургав читал лекции по всем дисциплинам, имеющим даже опосредованное отношение к медицине – хирургии, физиологии, патологии, офтальмологии, фармакологии, химии, ботанике, и даже метеорологии. В 33 года он возглавил кафедру медицины в лейденском университете, а через 8 лет ему была вверена кафедра ботаники. Одновременно с преподаванием и научными изысканиями, Герман Бургав издал полное собрание сочинений Везалия.
Интересный факт о влиянии, которое оказал Герман Бургав на становление Российской Академии наук. Его ученик, лейб-медик Петра I Лавр Лаврович Блюментрост (1692–1755), учился медицине заграницей – в Лейдене (у Бургава), в Оксфорде и Гале. Защитив под руководством учителя докторскую диссертацию, уроженец Москвы и российский подданный Блюментрост вернулся в столицу, где помогал Екатерине Великой и Петру I создавать Российскую академию наук. Позже он занял пост президента Петербургской академии наук. Говорят, сам Петр I выстоял однажды у ворот Бургава целую ночь, дабы успеть перекинуться с великим мэтром парой слов до начала его лекций. Да и лекции великого ученого он тоже посещал.
Германа Бургава называют основателем новой терапии. Он соединил физиологию и анатомию с практикой. Однако, в его учении все еще превалировал механистический подход к процессам, происходящим в организме. Например, повышение температуры во время болезни он объяснял физическим «трением крови о стенки сосудов». Законы механики, гидравлики и статики он применял и к процессам дыхания, пищеварения, испарений.
Герман Бургав открыл первую клиническую больницу. Расположена она была в Лейдене при кафедре медицины, которую он возглавлял. Дважды в неделю он преподавал там практическую медицину, подкрепляя свои слова опытами. Под его влиянием и руководством по всей Европе стали открываться клинические институты и кафедры. Популяризация медицины сыграла свою положительную роль в распространении научных взглядов и развитии медицины на всей европейской территории.
Голландский ученый был одним из тех критически настроенных умов и борцов за истину, который забил очередной (но еще не последний) гвоздь в гроб алхимии. Одним из основных ее положений была способность металлов «переходить» друг в друга при помощи «философского камня». Например, один из знаменитых медицинских авторитетов, Пьер Тарен Гельвеций, бывший лейб-медиком самого принца Оранского (правитель Нидерландов, король Англии и Шотландии), выпустил доклад о превращении им свинца в золото. Конечно, в его словах никто не посмел усомниться. Однако, Герман Бургав не постеснялся развенчать один из самых устойчивых мифов алхимии о превращении ртути в твердый металл. Он потратил на эксперимент 15 лет, перегнав за это время ртуть 500 раз в замкнутом сосуде. Здесь он пошел против своего учителя, преданного идее алхимии. К сведению, эра алхимии закончилась в 1722 году, когда ее полностью разоблачил в своем докладе перед Французской академией наук Э. Ф. Жоффруа. С этого периода химией стали заниматься исключительно врачи.
Герман Бургав выделял химию в отдельную науку. Процессы, происходящие в организме, он склонен был объяснять с позиции витализма – учении о сверхъестественной материальной силе, присутствующей в живых организмах и управляющей ею. Он гибко соединял учения своих предшественников и коллег, и довольно близко подошел к правде в объяснениях некоторых внутренних процессов. Например, он указывал на наличие в желудке неких ферментов, вызывающих брожение, которые участвуют в процессе пищеварения.
Одной из важных заслуг Германа Бургава для медицины является открытие им спинномозговой жидкости и полное описание её периферического течения от центра. Он обосновал зависимость работы органов тела от функционирования головного и спинного мозга. Бургав излечивал оспу ртутью и сурьмой, признавая лишь некоторые лекарства, и выступал против злоупотребления ими. Как раз Бургаву принадлежит знаменитое выражение «Если хочешь быть здоров, живи гигиенично, держи ноги и живот в тепле, голову в прохладе и остерегайся лекарств».
Программными сочинениями Германа Бургава принято считать «Афоризмы» и «Институции», выпущенные для дополнения к его лекциям в университете. В «Афоризмах» присутствует тщательное описание множества болезней, которые он наблюдал и сам излечивал. Оба этих труда служили его студентам и коллегам настольной книгой по медицине. Еще одним из основных его трудов было издание «Основания химии», которое он выпустил как опровержение к труду по химии, который издал неизвестный под его именем. Все экземпляры «Основной химии» Герман Бургав подписал собственноручно, дабы подтвердить их оригинальность.
В 1729 году Бургав оставил преподавательскую деятельность, будучи не в состоянии одолеть подагру. В 1738 году, он умер от болезни сердца. Оставив своей дочери большое наследство, покойный ученый был обвинен в стяжательстве, однако его биографам удалось найти сведения о щедрости, которую он проявлял тайно, как и подобает достойному мужу.
Герман Бургав был выдающимся многогранным ученым, ставившим в медицине во главу угла точность подхода и доказательства посредством опытов. Его многочисленные работы, хранящиеся в архиве Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, блестяще систематизированы и наполнены скрупулезными описаниями болезней, способами их излечения и точными медицинскими наблюдениями.