Вечная молодость или коктейль из теломерных последовательностей

Ученые вплотную приблизились к разгадке вечной молодости. Причина клеточного бессмертия содержится в ферменте под названием теломераза, который предотвращает запуск клетками механизма самоуничтожения по прошествии определенного периода времени. Клетки живого механизма делятся, пока защищающие концевые участки хромосом теломеры не начинают уменьшаться. Этот процесс, говоря простым языком, можно сравнить с укорачиванием ластика на конце карандаша в процессе стирания. Как только теломеры укорачиваются до критического размера, клетка запускает механизм самоуничтожения. Фермент теломераза способен «надставлять» или продлевать теломеры, активируя тем самым деление клетки, как если бы она была молодой.

Открытие фермента теломеразы и сценария клеточного бессмертия было отмечено Нобелевской премией. Справедливости ради надо вспомнить русского биолога-теоретика Алексея Матвеевича Оловникова, который теоретизировал и описал существование теломеразы в 1971 году. А его номинированные американские коллеги подтвердили существование этого фермента на практике.

Фермент теломераза необходим при взрослении клеток живого организма для их активного деления. Во взрослых клетках этот фермент не имеет активной формы. Однако, в раковых клетках теломераза снова активируется и запускает процесс деления. Учитывая, что раковые клетки бессмертны, открытие теломеразы имеет огромное значение и чревато переворотом в лечении рака.

Обратная сторона медали открытия теломеразы состоит в том, что функция самоуничтожения клеток предназначена для сохранения генетического кода и защиты генома. При постоянном делении клетки ген повреждается, и в геноме появляются ошибки, последствия которых трудно предугадать, однако ученые с уверенностью утверждают, что генетические ошибки опасны и приводят к мутациям.

Пластический хирург Рыбакин Артур Владимирович рассказывает, что такое теломерные последовательности и как с их помощью можно продлить молодое состояние тканей человека.

К настоящему моменту существует более восьми тысяч исследований, которые доказывают прямую связь между длиной теломеров и состоянием организма с точки зрения процесса старения. Для открытия рецепта вечной молодости ученым осталось научиться активировать фермент теломеразу, который удлинит теломеры, защитит клетки от старения и продлит их жизнь.

Предположительно, в недалеком будущем коктейль бессмертия будет у каждого свой и строго индивидуален, учитывая тонкую настройку и особенности развития каждого организма.

Все процедуры