При жизни его величали не иначе, как «английский Гиппократ», а после смерти надпись на памятнике гласила: «славный во все времена». Английский врач, основатель клинической медицины, истинный представитель эпохи Нового времени, выпустил в свет ценнейшую энциклопедию практической медицины, которая стала учебником и основным пособием эскулапов на два последующих века.
Родившийся в знатной семье в 1824 году, Томас Сиденгам получил прекрасное домашнее образование. Покинув в 22 года родное графство Дорсет, он поступил в Оксфорд, но во время Английской буржуазной революции прервался на службу в армии под парламентскими знаменами. Через шесть лет он вернулся в университет, твердо решив стать врачом. Однако, только в 52 года Томас Сиденгам получил степень доктора медицинских наук. Интересно, что авторитет его ценился так высоко, что даже отсутствие ученой степени до почтенного возраста не смущало его коллег.
Последователь Гиппократа в том, что касалось взглядов на происхождение болезней от образа жизни и наследственной предрасположенности, Сиденгам, тем не менее, пошел гораздо дальше Учителя в вопросах классификации и клинических проявлений заболеваний. Он распознавал острые и хронические признаки заболеваний, и дифференцировал различные проявления одной болезни. Именно Томас Сиденгам внес основной вклад в развитие нозологии (от греч. – nosos, болезнь) – науки, изучающей болезни и их классификацию.
Именем Сиденгама названа болезнь хорея. Их было две разновидности - большая (коллективный психоз, особенно распространенный в Средние века и характеризующийся непроизвольными подергиваниями на фоне общей аффектации) и малая, которую так подробно описал Сиденгам. Малая хорея, еще имевшая в древности название «пляска святого Витта», - заболевание центральной нервной системы с присоединением неконтролируемой мышечной активности и эмоциональными и психическими расстройствами.
Томас Сиденгам развеял завесу тайны над заболеванием, происхождение которого еще с древности не могли распознать врачи. Речь идет об истерии. Древние египтяне внесли свой вклад в описание признаков болезни. Гиппократ дал ей название hystera (матка), отнеся её к женским болезням. Затем врачи древности признали проявление болезни у обоих полов. И только Томас Сиденгам открыл психическую этиологию истерии. Он доказал, что больные истерией соматически здоровы, однако испытывают нервное расстройство, которое проявляется в эмоциональной неуравновешенности больного и полярности настроений. По выражению Сиденгама «больные сильнее всего любят того, кого очень скоро начнут яростно ненавидеть». В середине XX века его теория полностью подтвердилась.
Сам страдая подагрой на протяжении 40 лет, Томас Сиденгам подробнейшим образом изложил все её симптомы и пришел к выводу о ревматическом, а не подагрическом происхождении болезни. Его описание ревматического артрита считается лучшим из существующих. Важным открытием было признать всеобъемлющий характер поражения организма и бесполезность применения одних только наружных средств. Сиденгам считал, что ремиссия возможна только при комплексном подходе – диетическом столе, отказе от алкогольных напитков, умеренности в умственных нагрузках и любовных утехах и применении укрепляющих физических нагрузок.
Английскому врачу довелось быть свидетелем ряда эпидемий, наблюдения за которыми легли в основу его книги «Лихорадки», вышедшей в 1666 году, дополненной и ставшей учебником в 1667. Во время лондонских эпидемий 1669-1672 гг., он применил хинин в лечении оспы и добился значительного облегчения болезненного состояния. А происхождение и локализацию дизентерии в кишечнике он описал достаточно подробно, чтобы заложить основу для последующих поколений врачей. Вообще исследования в области инфекционных болезней, в том числе, детских, принесли Сиденгаму заслуженную славу. Его теория о влиянии окружающей среды и времен года на возникновение острых заболеваний актуальна до сих пор. Сиденгаму мы обязаны открытием кори и вычленением её из болезней лихорадочных сыпей. В 1675 году, наблюдая эпидемию гриппа, он дал детальное описание болезни и проследил её осложнения. При анемии Сиденгам начал применять лечение усиленными дозами железа, что практикуется до сих пор. Он внедрил в медицинскую практику применение жидкого опиума, чтобы облегчить мучения больных в острых состояниях.
Чахоточные больные получали значительное облегчение от пребывания на свежем воздухе по рекомендации английского врача. Он также советовал применять охлаждающие методы при лихорадке. Подробно описал Сиденгам также коклюш, малярию и пневмонию. Кстати, званием доктора медицинских наук он обязан своему трактату «Медицинские наблюдения над острыми болезнями».
На связь между оптимистичным подходом к жизни и выздоровлением больных указывали еще врачи древности. Военачальники разных эпох замечали, что побежденная армия более подвержена распространению болезней, нежели армия победителей. Древние римляне наблюдали, что раны победителей затягиваются быстрее. Так и Томас Сиденгам считал, что клоун на центральной площади города принесет больному больше пользы, чем мешок с лекарствами. Противник злоупотребления лекарствами, Сиденгам использовал природные дары в лечении заболеваний. «Настойка Сиденгама» на основе опия содержит шафран, гвоздику и корицу и отдаленно напоминает глинтвейн, традиционный в лечении простудных состояний.
Несмотря на отсутствие собственной кафедры и крупных научных открытий в области биологии или анатомии, влияние Томаса Сиденгама в медицине огромно. Он доказал преимущество сугубо научного практического подхода над схоластическим, и таким образом укрепил позиции продуктивного научно-эмпирического направления в медицине.