Роман Борисович Опарин, кандидат медицинских наук, доцент, врач дерматовенеролог клиники ROSH делится соображениями об индивидуальном подходе к пациенту. Современная тенденция к стандартизации клинической медицины вредна, считает доктор, апеллируя к гиппократовскому принципу «лечить не болезнь, а больного». В чем же разница между подходами?
Примерно в одно и то же время, в 4-5 веке до нашей эры в западной и восточной медицине наметился идентичный подход к диагностике заболеваний. Суть его сводилась к тому, что заболевание является результатом нескольких факторов. Человек уже тогда рассматривался с точки зрения основных составляющих его темперамента, стихий или «жизненных соков». На Востоке это были стихии воды, воздуха, земли, огня и железа. Гиппократ же вывел четыре вида темпераментов, которыми мы сейчас и пользуемся: холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов. И восточные и западные древние лекари относили возникновение заболеваний на счет не только индивидуальных особенностей человека, но и образа его жизни, окружающей его обстановки и климатической среды. Для диагностирования недуга они беседовали с человеком, осматривали его и расспрашивали о его жизни и привычках. Таким образом, картина заболевания получалась полной, а рекомендации врача учитывали индивидуальные особенности пациентов.
Индивидуальный подход к пациенту во многом сохранился и сегодня в некоторых странах. Его преимущества очевидны. Врач имеет дело с очень сложным объектом для исследования – человеком, функции организма которого нарушены в связи с заболеванием, да еще и усилены стрессом или депрессией от болезни. Такой человек не в духе, подавлен, пребывает в плохом настроении. Сюда же прибавляются анатомические и генетические особенности больного. Поэтому картина болезни зачастую разная у двух людей с одинаковым диагнозом.
Успех в победе над заболеванием в большой степени принадлежит врачу, его талантам, наблюдательности при анамнезе, объему знаний, опыту и уровню интеллекта. Еще академик Бехтерев замечал, что если врач хороший, то состояние больного должно улучшиться после разговора с ним. Действительно, влияние врача на больного может быть велико. Некоторые доктора умеют внушить пациенту такое доверие, что одна их уверенность в положительном исходе дела приводит к успеху и выздоровлению пациента.
Современный уровень медицины и технических средств позволяет свести к минимуму общение между врачом и пациентом. Все более совершенные технические средства подменяют собой эскулапа вместо того, чтобы способствовать наиболее точной диагностике. Да и врачи иногда воспринимают свою работу чисто статистически, не оказывая больному индивидуального подхода. Отсюда широко распространенные ошибки в диагнозах или поздно поставленный диагноз, а иногда и упущенный момент для пресечения болезни. Старинной закалки доктора знают, что судьба, а зачастую и жизнь пациента находятся в руках доктора с момента, когда тот переступил порог их кабинета. Клятва Гиппократа дается врачами и по сей день, но вот соблюдается ли она?
Все чаще сегодня можно услышать о так называемой стандартизации клинической медицины. Ей противостоит другое направление – индивидуализированная медицина. Под этим термином подразумевается принципиально новый подход к организации медицинской помощи. Персонализированная медицина позволяет подбирать средства профилактики, диагностики и лечения с высокой степенью точности и индивидуальности. Новая модель учитывает физиологические, наследственные и биохимические факторы пациента.
Основой для появления персонализированной медицины стали последние достижения молекулярной биологии. Так, медицинская генетика максимально приблизилась к клинической практике. Например, фармакогенетика подбирает препараты, исходя из генетического профиля человека. А фармакогеномика разрабатывает лекарственные средства, основываясь на исследованиях их влияния на геном человека.
Сложно переоценить важность исследований и открытий обеих этих дисциплин. Поскольку препараты в наши дни назначаются без учета индивидуальных особенностей пациента, 20-75% из больных страдают от побочных эффектов или испытывают неадекватную реакцию на препарат. По статистическим данным Американской медицинской ассоциации, в 2004 году от фармакотерапии погибли более 100 тысяч человек и были госпитализированы 2 миллиона больных. Дело в том, что медикаменты распадаются в организме разных людей совершенно по-разному. Периоды выведения могут различаться в разы. А если воспользоваться информацией об индивидуальном генотипе, то возможно еще до начала лечения препаратом спрогнозировать риск побочных реакций и степень эффективности от его применения. Чем раньше будет начато правильное лечение и выбран подходящий препарат, тем выше вероятность положительного исхода в борьбе с заболеванием.
Геномные технологии дают высокую результативность при диагностике. Основным показателем при молекулярной диагностике является высокотехнологичный анализ ДНК, РНК и белков. Преимущества новой диагностики очевидны: ранний диагноз, адекватный подбор лекарственных препаратов, более точный прогноз. В настоящее время в роддомах применяется молекулярная диагностика для выявления у новорожденных наследственных заболеваний.
Ключевым моментом применения молекулярной диагностики является онкология. На сегодня уже выявлены специфические мутации генов, отвечающих за течение болезни и прогнозируемость при раке груди, некоторых формах рака легкого, толстой кишки, меланомы. Наиболее распространенные препараты для лечения злокачественных образований помогают только 20-30% больных, у остальных же вызывают побочные эффекты. Молекулярная диагностика при помощи биочипа дает возможность выявить таких пациентов и применять препараты только на ранней стадии.
Специалисты прогнозируют уверенное развитие персонализированной медицины в самых разных областях, включая кардиологию, иммунологию и заболевания центральной нервной системы. В будущем будут появляться портативные диагностические устройства, а информационное развитие позволит пациенту иметь доступ к своим персонализированным медицинским данным, включая генетический профиль. При распознавании наследственной предрасположенности к определенному заболеванию врач сможет назначать индивидуальный комплекс профилактических мер, а лекарственные препараты будут выписываться с учетом генетического кода пациента. Вероятно, тогда медицина вернется к точке отсчета и станет лечить не болезнь, а больного.