«Все мы вышли из Гиппократовского корпуса», - скажет любой современный эскулап и будет совершенно прав.
Гиппократу мы обязаны систематизацией не только медицинских знаний, но и представлений о человеке в целом. Гиппократовский корпус содержит 60 с лишним медицинских сочинений, созданных между 430 и 330 годом до нашей эры. Из них от 8 до 18 трактатов принадлежат, согласно некоторым исследованиям, Гиппократу. По другим версиям, Гиппократ писал эти труды в разном возрасте, чем объясняется неоднородность повествования, или же он привлекал к написанию членов своей семьи, также занятых в медицине. Неоспоримо одно – фундаментальность Гиппократовского корпуса заложила основы медицины, а многие работы актуальны до сих пор.
Гиппократовский корпус содержит сочинения поистине энциклопедического характера: о хирургии, акушерстве и гинекологии, о детских болезнях, о диетах во время болезней, о врачебной этике.
Одним из основополагающих открытий Гиппократа было выявление истоков болезней. Врач считал, что причин любого заболевания всего две: внешняя - окружающая среда, климат, наследственность, и внутренняя – образ жизни пациента. Гиппократ разделил людей по темпераментам и выделил характерные признаки каждого типа. Он также указал зависимость между течением болезни и преобладанием у пациента тех или иных черт. Врач считал, что в каждом человеке циркулируют четыре вида жидкости, а их баланс, в зависимости от темперамента, делает человека здоровым. Например, холерики – импульсивные и «горячие» - имеют в организме преобладание желчи, а у флегматиков больше слизи, делающих их инертными, спокойными и уравновешенными. Сангвиники, согласно Гиппократу, наделены живостью и веселостью, благодаря доминированию крови, а их противоположности – меланхолики - склонны к подавленности и опасливости из-за черной желчи, превосходящей остальные «соки» в организме. Дисбаланс жидкостей в теле пациента вызывает болезни. Он может быть вызван неправильным образом жизни и питания, например, «когда кто-либо поест сыра, либо какой другой острой пищи или съест или выпьет какого-нибудь другого слизистого вещества, тотчас же это притекает в рот и в ноздри, — мы все свидетели этому». Для поддержания здоровья Гиппократ призывает вести активный образ жизни, много ходить и делать гимнастику: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».
Другим важным положением медицинской школы Гиппократа было учение о тщательном и всестороннем обследовании больного. В то время из религиозных соображений было запрещено исследовать тела путем вскрытия. Поэтому Гиппократ ввел метод пальпации, простукивания и прослушивания. Он ввел понятие «стадии болезни», трактуя болезнь как развивающееся явление, вершиной которой был кризис. Выжив в переломный момент болезни, организм победит болезнь при помощи природных внутренних сил. Образ жизни и окружающие, в том числе климатические, условия Гиппократ относил к одним из факторов, способных ускорить или, напротив, замедлить болезнь. В качестве одного из способов излечения Гиппократ рассматривал различные диеты в зависимости от болезни, ее стадии и темперамента пациента. В работе под названием «О диете при острых болезнях» Гиппократ фактически заложил основы диетической терапии.
Хирургические открытия Гиппократа известны и используются по сей день. Им посвящены работы «О суставах» и «О переломах». Описанные методы вправления и вытяжения поврежденных членов и суставов, а также используемые инструменты и перевязки до сих пор актуальны, разве что технически стали более совершенными.
Биография Гиппократа пестрит пробелами и белыми пятнами. Практически единогласно исследователи сходятся на дате и месте рождения – около 460 века до нашей эры на острове Кос, что на востоке Эгейского моря. Дата смерти - между 377 и 356 гг до нашей эры в центральном городе Ларисса, что в Фессалии. Происхождение древнегреческого врача, согласно и легендам и упоминаниям современников, ведет к роду Асклепиадов, семейства эскулапов, потомков самого древнегреческого бога медицины Асклепия. Один из биографов Гиппократа, римский врач Соран Эфесский, родившийся на 4 века позже знаменитого греческого врача, отмечал, что своим глубоким и разносторонним медицинским образованием Гиппократ обязан отцу Гераклиду и деду Гиппократу - потомственным врачам, а также матери-повитухе Фенарете. Гиппократ много путешествовал и учился медицине у местных врачей, а также по описаниям болезней, которые вывешивались жрецами на стенах храмов по бытовавшей тогда традиции. Врачеванием в те времена занимались жрецы при храмах. Больные приносили жертвы богу Асклепию и получали врачебную помощь. Служители храмов накопили множество описаний недугов, которые сегодня мы бы назвали историей болезни. Гиппократ лишил медицину религиозной подоплеки и поставил ее на строго научную доказательную основу.
Новаторство учения Гиппократа состояло в том, что происхождение болезни он рассматривал не как гнев богов, а как совокупность природных причин (внутренних и внешних условий). Несмотря на ошибочность некоторых выводов и предпосылок, косский врач отвергал мистическое происхождение болезни, что было достаточно революционно для того времени. Соперничавшие в то время две медицинских школы – книдская и косская – имели диаметрально противоположные взгляды на происхождение и лечение болезни. Книдская школа лечила симптомы, а косская, чьим последователем был Гиппократ, изучала причину болезни и лечила путем её устранения. Принципы Гиппократа насущны и поныне. «Противоположное излечивается противоположным» - основной принцип современной медицины. Гомеопатия, например, построена на принципе «подобное лечится подобным».
Будучи человеком высоких моральных качеств, Гиппократ своим примером создал прообраз служителя медицины. Главные принципы были собраны в тексте, который врачи всего мира знают как «Клятву Гиппократа». Она содержит несколько положений.
Первый постулат - это преемственность медицины. Отношение к Учителю должно быть равным отношению к родителям. Важно также передавать свое искусство ученикам.
Следующее положение «Клятвы» – принцип, который популяризатор Гиппократа, римский врач Клавдий Гален, назвал «не навреди» (noli nocere – лат.), а на самом деле по-гречески звучал как «о пользе больных». Он подразумевал запрет на эфтаназию, «никому не дам яда». «Не навреди» предполагает также соблюдение меры врачом, поскольку «лечит врач, а излечивает природа». Доктор находит причину, запускает процесс, подстегивает удаление болезни из организма, а далее природные резервы выправляют баланс сил, способствуя выздоровлению пациента.
Далее в «Клятве» говорится о запрете на близкие отношения врача с пациентом. Гиппократ призывал врача не быть ни слишком далеко, ни слишком близко, не быть ни слишком веселым, ни слишком серьезным. Веселость может подорвать веру, а излишняя серьезность напугать пациента.
И четвертый постулат касается врачебной тайны- «то, чего нельзя говорить» - неразглашение деталей о болезни пациента.
Соблюдение этих принципов способствует поддержанию авторитета врача в глазах пациента и устанавливает доверие между ними.