Литвин Алексей Григорьевич
Пластический хирург, Москва
Связаться

Как выбрать хорошего пациента. Памятка пластическому хирургу

Главный врач клиники эстетической медицины Александр Григорьевич Литвин раскрывает в интервью довольно необычную тему.

Оказывается, при планировании пластической операции не только пациент выбирает «своего» хирурга, но и … хирург выбирает пациента.

Остановимся подробнее на этой теме. Первым фактором, по которому хирург оценивает пациента, являются показания к операции. Случается ли приходить к врачу с просьбой об операции без явных на то указаний? На практике, это происходит сплошь и рядом. Почему пациентки приходят в клинику? Иногда - за компанию с подружкой. Раньше вместе ходили выбирать новую помаду, а теперь – за новым носом. Причина таких поступков – в поведении, которое психологи обозначают термином конформизм (популистское от «конформность»). Это понятие крайне важное для понимания мотивов пациентов пластических хирургов.

Слово «конформизм» происходит от позднелатинского «conformis» и обозначает «подобный, сообразный». Психологи говорят о двух возможных видах конформизма – внутреннем и внешнем. Первый означает действительный пересмотр собственных взглядов и перемену мнения под влиянием социума или обстоятельств т.д. Внешний же, который интересует нас больше, – это нежелание противопоставлять себя и свое поведение обществу, конкретному человеку или группе людей. Известный философ и психолог Эрих Фромм говорил об «автоматизирующем» конформизме в современном обществе и объяснял конформное поведение защитной реакцией. Человек полностью соглашается с навязанными обществом моделями поведения, мимикрирует под социум и фактически лишается индивидуальности. Таким образом, конформист перестает испытывать чувство тревожности и неуверенности, он больше не одинок.

У пациента, пришедшего делать операцию за компанию, развит мотив конформиста:

я не хочу выделяться, я такая же (такой же), как все, я тоже хочу быть похожей на ту звезду. Кстати, в подобных случаях мужчины крайне редко демонстрируют конформизм. Их решение чаще всесторонне взвешенное. Но бывают и исключения. Например, среди спортсменов-мужчин, имплантирующих грудные мыщцы, немало таких, кого сподвиг на операцию образ их кумира или авторитета.

Другая группа клиентов – это пациенты с синдромом дисморфофобии или, говоря простым языком, синдромом Квазимодо. Статистика говорит об 1% всего населения Земли, одержимых боязнью уродства и помешанных на улучшении своей внешности. Заниженная самооценка часто тянется из подросткового возраста, когда тело меняется, а сознание не успевает за быстрыми переменами. Подросток не готов воспринимать свое новое тело и освоиться в нем. Ему кажется, что ноги слишком худые/длинные/неуклюжие. Руки некуда девать, все лицо в черных точках, а девочки стесняются своих новых женственных форм. Родители, не проявляя или нечасто демонстрируя любовь и понимание, усугубляют проблему недовольства своей внешностью. Излишняя критика также не приводит к самоосознанию и приятию себя. Подросток переносит недовольство собой во взрослую жизнь. Мы часто наблюдаем сутулых женщин или постоянно носящих брюки, желательно темных оттенков. На предложение обзавестись юбкой последует возражение о некрасивых ногах (толстых, кривых и пр.). Причем претензии к собственному облику в большинстве случаев не имеют под собой почвы.

Среди признаков дисморфофобии - постоянное стояние у зеркала в попытке выискать новые недостатки. Патологическое нежелание фотографироваться также может говорить о синдроме Квазимодо. Недовольные собой люди избегают близких отношений или боятся света при интимном контакте, боясь, что все недостатки их фигуры сразу окажутся на виду. Таким пациентам сложно остановиться в переделке собственной внешности. Они делают одну операцию за другой. Как правило, опытные хирурги сразу вычисляют пациентов с дисморфофобией и отказывают им в операции.

Пациент, решившийся на операцию и сделавший свой выбор осознанно и взвешенно, внимательно выслушает врача, задаст вопросы о сути операции и восстановительном периоде. Он будет обсуждать с врачом действительно серьезные и имеющие значение вещи. Попросит показать клинику и оборудование. Спросит об опыте хирурга в данной операции. Захочет увидеть сертификат и форму договора клиники. Поинтересуется последствиями и рисками. Удостоверится в наличии реанимационного оборудования и штатного реаниматолога, который в обязательном порядке должен присутствовать в операционной. В общем, «правильный» пациент поведет себя спокойно, уверенно и «знающе». Но главное, в чем пациент проявит свою серьезную настроенность на операцию, будет его способность трезво оценить свою внешность с точки зрения пропорций и гармоничного сложения облика.

Все процедуры