Листратенков Кирилл Викторович
Пластический хирург, Москва
Связаться

Отличный хирург – это отличный врач!

Сегодня героем нашего интервью стал пластический и челюстно-лицевой хирург, руководитель Центра эстетической и лазерной хирургии Кирилл Викторович Листратенков.

Вопрос: Вы не раз говорили, что «отличный хирург – это, прежде всего, отличный лечащий врач». Что вы вкладываете в это понятие?

Ответ: Я считаю, что работа хирурга не заканчивается на проведении операции. Здесь очень важно правильно подходить к реабилитационному периоду, довести пациента до полного выздоровления. Мы же не просто так выбрали эту профессию, и никуда от этого не денешься. Врач, прежде всего, должен оказывать помощь людям. Даже если у человека просто возникло какое-то сомнение или вопрос. Именно поэтому и хирург должен быть всегда на связи и помогать своим пациентам, а не так, что прооперировал и все. У моих пациентов есть мой личный телефон, они всегда со мной на связи. Даже если им понадобилось что-то со мной обсудить или получить какую-то консультацию. А если потребуется, то возможна и очная встреча. У меня были прецеденты, когда я и на дом выезжал. На мой взгляд, это очень важные моменты.

Вопрос: Многие едут учиться в Москву, однако действующие пластические хирурги говорят о том, что сейчас качество образование в столице оставляет желать лучшего в отличие от регионов. Вы получали образование в Смоленской медицинской академии. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Ответ: Я не учился в Москве, поэтому сравнить на личном опыте не могу. Но могу сказать, что в нашей академии училось много жителей Москвы и Подмосковья, то есть в ней учится молодежь не только из Смоленска и ближайших областных центров – Брянска, Калуги, но и Тулы, Подмосковья, Москвы. Академия, которую я закончил, это серьезное учреждение со своей историей. Она была открыта в начале 20 века - в 20-х годах, насколько я помню. Там есть своя устоявшаяся школа, свой взгляд на медицину в принципе, поэтому я думаю, что скорее всего она не уступает ни одному из самых серьезных учреждений Москвы. Среди ее учеников много видных деятелей медицины, несколько академиков есть. Многие выпускники работают за рубежом. Я имею в виду не так называемое ближнее зарубежье, а Европу или Америку.

Вообще, я думаю, что принципиальных отличий в учебе на периферии и в Москве - нет. В каждом учебной учреждении есть своя устоявшаяся школа. В Питере – своя школа, в Москве – своя школа, в Новосибирском медицинском институте – тоже своя школа. Люди имеют свое мироощущение и понимание медицины. Бывают даже конфликты, так как представители разных школы могут смотреть на то или иное заболевание по-разному. Какая-то из этих школ на данный момент более актуальна, поскольку она добилась больших результатов. Получается состояние здоровой конкуренции, которое и должно быть, в образовании в том числе.

Вопрос: Сейчас вы активно занимаетесь лазерной хирургией. Чем был вызван такой выбор?

Ответ: Как многое в моей жизни, этот выбор был вызван слепой удачей. Как говорится: не я выбирал профессию, а профессия выбрала меня. Так просто сложилось, что первое место, где я получил работу, когда только закончил специализацию по пластической хирургии, это была клиника одного из моих учителей, которого я глубоко уважаю – это Ашрафов Рауф Ашрафович. У него была сеть клиник лазерной хирургии, где я и начал практику как хирург. Так дальше и пошло, а потом все вылилось, что я уже открыл свою маленькую клинику по лазерной хирургии.

А когда я уже немного поработал в этой среде, то понял, что лазерные технологии, несмотря на то, что о них имеются разные отзывы, в большинстве своем намного эффективнее, чем другие методы и даже классическая хирургия, так называемая холодная с применением скальпеля. А для некоторых операций, это просто незаменимая вещь! Поэтому все-таки это был обоснованный выбор.

Вопрос: Расскажите немного о возможностях лазерной хирургии. Каких результатов можно добиться благодаря лазерным технологиям?

Ответ: Лазерная хирургия уже довольно старая вещь, поскольку лазеры начали применяться в хирургии где-то в 60-е годы прошлого века. Эти методы достаточно изучены, огромное количество научных трудов написано. Изучены и результаты лечения лазерными технологиями различных заболеваний. И уже давно доказано, что после лазерного вмешательства быстрее протекает реабилитационный период, быстрее происходит процесс заживления, сами операции длятся меньше, они менее травматичны. В ряде случаев меньше послеоперационные боли, в большинстве случаев, если мы говорим об эстетической хирургии, получается лучше результат. Опять же благодаря тому, что лазеров появляется все больше и больше, они позволяют решать значительно большее количество проблем, чем раньше. Прекрасно зарекомендовали себя лазеры для лечения сосудистых патологий. Поэтому есть куда развиваться этой методике лечения людей. И плюсов у нее больше, чем минусов.

Вопрос: Вы сказали, что плюсов больше, чем минусов. А какие минусы все-таки есть?

Ответ: Как и в любых методах есть показания и противопоказания. У лазеров тоже есть свои недостатки. Сейчас основная проблема лазеров состоит в том, что в эстетической медицине пытаются создать один рецепт для решения всех проблем. То есть в клинику купили, предположим, какой-то лазерный аппарат и его начинают всем пациентам назначать. Вне зависимости от того, чего хочет сам пациент. В итоге, мы получаем то, что кому-то из пациентов с той патологией, для которой этот лазер и был создан, эта методика помогает. А каким-то пациентам, проблемы которых нельзя было решить с помощью это методики, она не помогла. Это создало определенный негатив вокруг лазерной медицины. Но для всего есть свои показания и противопоказания – это надо помнить. Поэтому все проблемы, которые могут возникнуть сегодня с использованием лазера, - это только из-за того, что не по назначению используется тот или иной лазер.

Вопрос: Если какие-то противопоказания, при которых нельзя использовать любой лазер?

Ответ: Нет, конечно. Таких противопоказаний – нет, сейчас очень много видов лазеров. И соответственно есть лазеры, которые имеют больше противопоказаний, но есть и такие, которые не имеют противопоказаний вообще. За исключением каких-то тяжелых состояний. Например, у пациента инфаркт, естественно здесь вопрос о лазерной хирургии не стоит, нужно лечить основное заболевание. Хотя при некоторых терминальных состояниях с помощью лазеров людям спасают жизни. Поэтому нужно все учитывать, принимая решение.

Вопрос: Отличается ли реабилитационный период после таких операций в сравнении с классической хирургией?

Ответ: Реабилитационный период – в первую очередь зависит не от того, сделана операция лазером или нет. Он, прежде всего, зависит от того, какая именно операция была сделана. Соответственно реабилитационный период после липосакции или абдоминопластики – это совершенно разные ситуации. Но в тех случаях, когда лазер можно использовать в качестве альтернативы классической хирургии, мы, как правило, имеем меньшее количество послеоперационных осложнений в плане инфицирования, меньшее количество осложнений в плане послеоперационных кровотечений, быстрее проходит период заживления. В этом плане лазер имеет преимущество перед холодной хирургией. Но опять же повторюсь, что в ряде случаев лазер не применим, вообще. В некоторых случаях можно пойти и тем путем, и этим, и есть множество альтернативных вариантов. К любому вопросу нужно подходить разумно.

Вопрос: Как происходит лазерная отопластика? Каких результатов можно добиться с помощью такой операции?

Ответ: Приоритетом при проведении лазерной отопластики является то, что можно добиться более эстетичных результатов. Это я могу сказать определенно, поскольку занимаюсь отопластикой достаточно давно, и много делаю подобных операций. Лазер позволяет создать более естественное ухо по сравнению со всеми другими вариантами. К сожалению или к счастью нас так создала природа, что хрящ по своей консистенции очень похож на картон. Он достаточно упруг и при использовании холодных методик, то есть операций со скальпелем, хрящик часто ломается с образованием острых углов. Применение лазера позволяет сделать этот хрящ более мобильным, по консистенции он становится больше похож на лист бумаги. И мы можем добиться более круглых форм, без острых углов, что выглядит естественно, и нет эффекта прооперированного уха. Увидев человека через полгода после операции, вряд ли кто-то сможет сказать – оперировался он или нет. Это основное отличие лазерной операции от всех других видов операций при отопластике.

И опять же нельзя скидывать со счетов все преимущества лазеров, о которых я рассказывал раньше. То есть уменьшается риск возникновения инфекций, уменьшается кровоточивость во время операций. Поскольку уши довольно богато снабжаются кровью, и зачастую при обычных операциях приходится прикладывать довольно много усилий, чтобы остановить кровотечение. С помощью лазера эти вопросы решаются автоматически. И операция проходит быстрее. Но конечно самое важное, что в первую очередь наверняка интересует пациентов: конечный результат всегда более эстетичен, чем при всех других методах.

Вопрос: Вы также делаете пластические операции по изменению формы подбородка с помощью имплантов. Когда необходимы такие операции?

Ответ: Как и при любой другой пластической операции показанием к ментопластике является неудовлетворенность пациентом своим внешним видом. Но из объективных причин – это так называемый скошенный подбородок, когда он недоразвит, недоразвитие нижней челюсти и тупой шейно-подбородочный угол. То есть когда угол между шеей и подбородком – не острый, а тупой. Как правило, это сопровождает скошенный подбородок. За счет того, что после операции увеличивается немного подбородок, визуально профиль человека начинает выглядеть более стандартно, скажем так.

Вопрос: Будут ли видны послеоперационные швы?

Ответ: Есть два подхода к этой операции. Когда используется наружный доступ. В этом случае делается разрез под подбородком. После этого остается видимый рубец, порядка пяти – шести сантиметров. Он тоненький, в виде полосочки, расположен под краем нижней челюсти. Но первое время после операции будет сильно виден. Второй вариант – внутриротовой доступ, когда разрез делается из полости рта. Рубец тоже остается, но уже в полости рта, и его никто никогда не увидит.

Вопрос: Сколько времени занимает реабилитационный период после такой операции?

Реабилитационный период занимает порядка полутора - двух недель после. И как после любой операции на лице могут быть небольшие отеки, синяки. Незначительные болевые ощущения могут быть, после применения лазера они менее выражены. Все это купируется приемом обычных обезболивающих средств, которые мы все принимаем от головной боли. Вполне этого достаточно.

Вопрос: Насколько популярна эта операция?

Не скажу, что это часто выполняемое вмешательство. Как правило, пациенты делают комплексные операции – не только ментопластику, но и платизмопластику, то есть подтяжку шеи. Липосакция шеи достаточно часто используется в комплексе с ней. В чистом виде она крайне редко используется.

Вопрос: Популярны ли сейчас операции по подтяжке рук и ног? И какие пациенты их делают?

Ответ: Чаще всего проблемы в этой зоне происходят после резкого похудения в возрасте после 40-45 лет минимум. Потому что в более раннем возрасте кожа более эластична, и при уменьшении веса соответственно сама подтягивается. Как правило, такие пациенты приходят уже после посещения каких-то клиник, которые занимаются похудением, после операций по уменьшению объемов желудка и других процедур, приводящих к резкому похудению на 15-20 килограмм в достаточно короткие сроки. Вот этот излишек кожи во время операции и убирается. У этой операции есть один недостаток: видимые рубцы, к сожалению, остаются. Но излишек кожи все равно куда-то надо девать, раствориться же он не может. Поэтому приходится его иссякать.

Вопрос: Можно ли как-либо убрать эти рубцы потом?

Ответ: К сожалению, рубцовая ткань ни на что другое, кроме как на рубцовую ткань не заменяется. Поэтому задача хирурга, когда он борется с рубцами – это сделать их минимально заметными. То есть рубец должен быть максимально коротким, максимально тонким, чтобы он был не очень большим. Есть методики, которые позволяют сделать рубец менее заметным и более эстетичным, но к сожалению, все равно какой-то след останется. Без следа - хирургия невозможна. И без рубцов хирургия не бывает никогда.

Вопрос: Как Вы считаете, необходимо ли специалисту постоянно повышать свою квалификацию и продолжать обучение?

Ответ: Во-первых, это прописано законодательно, и каждый работающий специалист должен это делать, вне зависимости от того, хочет он этого или нет. В этом есть рациональное зерно: повышение квалификации, которое мы проходим раз в пять лет, просто необходимо. После этого мы получаем новый действующий сертификат, чтобы вести врачебную деятельность. Помимо этого надо следить за изменениями в медицине, за новыми направлениями и открытиями, так как медицина сейчас достаточно быстро развивающаяся отрасль. Все новые технологии в первую очередь включаются в медицину. В космическую отрасль и в медицину – больше никуда. Поэтому естественно надо за этим следить, чтобы быть на острие атаки, и не выглядеть глупым, как минимум.

Вопрос: Каковы перспективы развития лазерных технологий?

Ответ: Как и у всех технологий, у лазерных также есть перспективы развития. История не стоит на месте. Естественно будут появляться какие-то новые виды лазеров, которые будут помогать решить больший спектр проблем. Может быть, будут появляться и какие-то универсальные методики, которые будут позволять на одном аппарате решать большое количество проблем без тех неприятностей, о которых я говорил. Ну, и опять же движение в сторону меньшей травматичности будет продолжаться. Сейчас это является приоритетным направлением развития медицины – чтобы получить тот же результат при меньшей травме.

Вопрос: Что Вы посоветуете потенциальным пациентам учитывать при выборе клиники и специалиста?

Ответ: Сложный вопрос – я же не пациент, я – врач. В первую очередь, наверное, надо руководствоваться здравым смыслом. И к тому что говорится в рекламе, и к тому, что говорится на консультации – то есть не верить слепо. Но с другой стороны все же доверие пациента к врачу должно быть. Не лишне будет узнать о докторе по возможности побольше, о его методике. Может быть, проконсультироваться в разных местах, чтобы услышать разные мнения об одной и той же проблеме и об одной и той же методике. И выбрать не только то, что больше всего нравится, но и тот вариант, который кажется, наиболее честным. Я бы выбирал доктора так. Потому что услышать то, что ты хочешь – это хорошо, но не всегда будет правдой. То надо есть читать рекомендации и быть осторожным, думать, прежде чем принимать решение.

Я понимаю, что объективные данные получить о докторе достаточно сложно сейчас. Когда такое море информации, и найти в нем те крупинки правды, которые тебе нужны не просто. Но отзывы – это тоже один из вариантов найти ту информацию о докторе, которая тебе нужна. Естественно отзывы читать надо, нет ничего лучше, кроме как основываясь на опыте своих собратьев по желаниям. Хорошо когда есть возможность получить отзывы от знакомых, которым вы доверяете. Но если что-то не нравится на консультации, то надо либо отказываться от этого доктора или прийти и пообщаться еще раз, чтобы окончательно составить мнение. Так как если полного доверия между врачом и пациентом нет, то ничего доброго из этого не получится. Если есть какие-то недомолвки и непонимание, то это всегда выльется в проблему. Даже если доктор сделает все хорошо, осадок все равно останется. Общение врача и пациента должно основываться на чувстве взаимопонимания.

Все процедуры