На этот раз нам удалось взять интервью у действующего пластического хирурга, главного врача клиники «Косметон», к.м.н. Кирилла Славовича Леликова. Он поделился с нами своими мыслями о состоянии специальности в нашей стране, о том, как правильно выбирать врача и своей работе.
Вопрос: Какие операции Вам приходится делать чаще – реконструктивные или пластические? Какие из них для Вас как хирурга приоритетнее? Может быть, интереснее.
Ответ: Изначально я был общим хирургом, а потом получил вторую квалификацию и специализацию. Реконструктивными операциями я никогда не занимался, поэтому приоритет у меня – это операции по пластике и эстетике.
Вопрос: Как Вы относитесь к стажировкам за рубежом? Насколько они необходимы нашим специалистам? Какой опыт Вы бы с радостью переняли в нашей стране?
Ответ: Я очень положительно отношусь к опыту наших зарубежных коллег. Много интересного можно взять из их практики и опыта, учитывая, что пластическая хирургия за рубежом старше российской. И в принципе у них можно многому поучиться. Каждая конференция она интересна по-своему, и каждый докладчик привносит что-то новое, что хирург может использовать уже в своей практике. Всегда можно научиться чему-то новому.
Вопрос: Вы делаете трансплантацию собственных волос. Насколько эффективен этот метод и в чем его преимущество перед остальными?
Ответ: Этот метод действительно эффективен, потому что если взять другие методики – трансплантацию или методику микро миникрафтинга, она безусловно больше остальных гарантирует результат. Я бы даже сказал, что из всех методик, что сейчас существуют. Наблюдая за результатом я могу сказать, что эффект впечатляет. И все пациенты, в общем-то, довольны и счастливы.
Вопрос: Вы широко используете также малоинвазивные нитевые методики. В чем их преимущество и когда их лучше применять? Всем ли они подходят?
Ответ: Малые инвазивные методики применяются у более молодых пациентов, в основном до 30 – 35 лет. Когда пациентки не готовы на что-то кардинальное, малоинвазивные методики дают возможность предложить им удачную коррекцию, так скажем малой кровью. И итог таких операций порой не уступает результатам после большой хирургии.
Вопрос: Как Вы относитесь к тому, что Вас внесли в российскую версию мирового каталога "WHO IS WHO"? Помогает ли это Вам в вашей практике или может быть мешает? Нужна ли реклама хорошему специалисту?
Ответ: Конечно, я горжусь тем, что удостоился такой чести попасть в этот каталог. То есть в принципе туда попадают люди заслуженные, и если я - там, наверное, я чем-то привлек к себе внимание. Действительно пациенты спрашивают об этом и отзываются положительно о том, что я попал в такой заметный каталог. Естественно это дает определенный приток пациентов. Но самая лучшая реклама специалиста – это результаты его работы и довольные пациенты, которые рассказывают своим друзьям, коллегам и близким, что на свете существует такой замечательный специалист.
Вопрос: На что следует обращать внимание при выборе специалиста?
Ответ: Прежде всего, к специалисту, конечно, приходят не только по рекламе, но и по рекомендации. Естественно пациенту нужен личный контакт и беседа со специалистом. Только тогда можно понять его квалификацию, а также посмотреть его реальные работы. А не то, что выкладывается в большом количестве в интернете, где нельзя достоверно определить – чьи это работы на самом деле. И выложены они, как правило, в плохом качестве. Но основное повторю еще раз – это все-таки контакт со специалистом.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, самый запоминающийся случай из Вашей практики.
Ответ: Наверное, можно рассказать о таком: буквально сегодня я оперировал пациентку. Ей устанавливались неизвестные импланты лет 25 назад. И сформировался фиброз вокруг импланта каменистой плотности. И когда я открыл импланты и освобождал, действительно вокруг них была оболочка плотности, наверное, сравнимой с бетоном. То есть она не резалась, не пилилась, ее пришлось просто ломать и кусками отделять от живых тканей. Такое бывает не часто, и это можно отнести к эксклюзивным случаям.