Шихирман Эдуард Вадимович
Пластический хирург, Москва
Связаться

Норму трогать нельзя!

На этот раз мы поговорили с кандидатом медицинских наук, пластическим хирургом со стажем и руководителем клиники «Dr. Shihirman» Эдуардом Владимировичем Шихирманом. Темами обсуждения стали новые тенденции в хирургии, сложившаяся ситуация из-за кризиса, правильный выбор специалиста и многое другое.

Вопрос: С какими проблемами пациенты клиники обращаются именно к Вам?

Ответ: Ко мне обычно обращаются пациенты, с такими проблемами как: ринопластика – это операция на носу: изменения, коррекция его формы. Даже если есть нарушение дыхания, мы изменяем форму носа и восстанавливаем дыхание. Следующая: фейслифтинг – это возрастные изменения лица. Коррекция молочных желез, абдоминопластика, липосакция, блефаропластика, как коррекция возрастных изменений, так и наследственные нарушения, когда появляются грыжи в молодом возрасте.

В принципе мы выполняем в нашей клинике все виды пластических операций, поэтому к нам обращаются со всеми проблемами, которые имеют отношение к нашей отрасли.

Вопрос: Каким случаем из клинической практики, Вы бы хотели поделиться со зрителями?

Ответ: Ну, давайте о самом последнем я расскажу. Почему это интересно, потому что пластическая хирургия – это отдельная отрасль. Приехала девочка, которой установили импланты молочной железы где-то в регионе. Один из имплантов потянула большая грудная мышца, либо он перевернулся. Поскольку был анатомический, возникла асимметрия и неправильная форма молочной железы. Она обратилась к хирургам в регионе, ей поставили визуально диагноз онкология. Ее долго обследовали, и со всеми заключениями она приехала к нам. Естественно никакой онкологии у нее не было, а просто был неправильно расположен имплант. Мы ей заменили импланты и так разрешили ее большую онкологическую проблему.

Пластическая хирургия – это отдельная отрасль, и если возникают проблемы после эстетических операций. Не надо ходить к другим докторам даже смежных специальностей. Нужно идти к соответствующему специалисту. Тогда Вы получите адекватный ответ и адекватную помощь.

Вопрос: Посоветуйте, как правильно выбрать специалиста. На что надо обращать внимание и стоит ли доверять рекомендациям?

Ответ: Вы знаете, этот вопрос задают на протяжении многих лет журналисты всех изданий. Как бы это банально не звучало: надо идти в нормальную клинику, к нормальному хирургу. Конечно, рекомендации – это очень важно. Медицина, вообще, очень адресная вещь. И нельзя говорить, что в Германии – отличные врачи, в США – отличные врачи, в России – отличные врачи. Как в любой специальности, есть посредственные музыканты, а есть - хорошие. Так и здесь: если Ваша подруга или кто-то сделал операцию и доволен результатом, то это уже немаловажно при выборе специалиста. Ну, и конечно, надо сходить самому к разным специалистам, чтобы выбрать доктора, которому Вы поверите. Потому что взаимодействие пациент-врач – очень важно.

Вопрос: Изменился ли рынок пластической хирургии с начала Вашей работы?

Ответ: Знаете, у нас и страна изменилась, не то что рынок пластической хирургии! Он кардинально поменялся. Когда я учился или в начале моей карьеры, пластических хирургов можно было пересчитать по пальцам руки в Москве или в России целиком, сейчас – разве что не в каждой поликлинике сидит пластический хирург. И конечно, изменение медийности и информационного поля очень сильно повлияло на это. Пришел интернет, и теперь имя хирурга не передается из уст в уста, как это было раньше. А теперь открываешь страницу пластической хирургии, и там 300 миллионов пластических хирургов: лучших в мире, в первой тройке в мире, в первой пятерке в Европе и так далее. Это конечно рекламные уловки, все, наверное, на них имеют право. Но не всегда они передают на самом деле качество того или иного специалиста. Рекламу никто не отменял, но кроме нее должно быть, как говорят, соответствие цены и качества. Поэтому выбирайте: слушайте рекомендации, смотрите отзывы, ходите к докторам. Каждый пациент должен выбрать своего врача.

Вопрос: В связи со сложившейся кризисной ситуацией, какие изменения произошли на рынке пластической хирургии?

Ответ: Вы знаете, я должен Вас успокоить: пока никаких кардинальных изменений на рынке пластической хирургии не произошло. Конечно, идет индексация цен и по расходным материалам, шовного материала и так далее. И все клиники пытаются подгонять соответствующие цены под то, что происходит на валютном рынке. Но пока серьезных изменений нет. И для пациентов эта ситуация выгодная: в рублевом эквиваленте цены не сильно изменились, а в валютном это стало почти в два раза дешевле. Поэтому сейчас это выгодно для тех, кто держит свои деньги в валюте. И оперироваться в России сейчас намного выгоднее, чем это было до кризиса. Но я думаю, что эта ситуация будет корректироваться, конечно.

Вопрос: Используете ли Вы в своей практике новые технологии пластической хирургии, и какие?

Ответ: Вы знаете, мы активно пытаемся использовать новые технологии в своей практике. Но просто хирургия – это довольно ретроградная специальность. И здесь никто не бросается использовать каждую новинку моментально. Потому что есть отработанные хирургические техники. Но мы стараемся активно внедрять эндоскопическую хирургию, новые шовные материалы, другие методики... И это не всегда значит, что это какие-то ноу-хау. Мы ездим по миру, мы смотрим друг у друга разные методики одной и той же операции, комбинируем их. И я считаю, что вот это самые важные внедрения в хирургию – использование различных авторских методик и их комбинация. А то, что приносит нам наука, мы, конечно, стараемся активно внедрять в свою практику, как и вся медицина естественно.

Вопрос: Выделяют три этапа пластической операции. Это консультация, сама операция и постоперационный период. Расскажите о них.

Ответ: Да, сначала отбор пациента, то есть консультирование. Это, наверное, самый сложный и важный этап. Потому что надо правильно отобрать человека, которому ты действительно можешь помочь, и которому ты можешь обещать результат. Потому что никогда не должны обещания хирурга не соответствовать результату, который мы получаем. И еще разные психологические типы пациентов бывают, особенно в нашей области. Поэтому здесь важно правильно отобрать пациента для себя и для результата.

Второй этап – операция. Это самое большое удовольствие для меня в работе. Я люблю хирургию, получаю от этого кайф. И сам этот процесс, ради него, собственно говоря, все и строится.

Третий – это период послеоперационный. Период выхаживания пациента, получение результата, очень важный момент тоже. И если ты все сделал правильно, то он приносит огромное удовольствие пациенту. И то удовлетворение, которое ты получаешь, глядя на счастливые глаза пациента, наверное, это то, ради чего мы и работаем.

Вопрос: Бывают ли случаи, когда Вы отказываете пациенту в операции? И если да, то почему?

Ответ: Конечно, бывают. И не редко. Тут много разных причин. Во-первых, когда есть какие-то сопутствующие патологии, которые мешают проводить конкретную операцию, которую хочет пациент. Когда риски самой операции намного выше, чем получение результата. Врач должен, прежде всего, не навредить, он должен думать о здоровье пациента.

Второе – это когда, пациент иллюзорно представляет себе результат операции, и не понимает, о чем идет речь. Это часто бывает с молодыми девочками. Конечно, тогда я отказываю, потому что иногда они придумывают себе какой-то результат, какую-то форму, которые не имеют отношения к жизни.

Или бывает еще сиюминутный порыв: когда мальчик расстался с девочкой и сказал ей, что у нее нос кривой. И она пришла делать операцию в этом порыве, но на самом деле все хорошо. И вообще, хирурги старой школы и мои учителя всегда говорили, что норму не трогают. То есть если у человека – норма, все хорошо, а человек пытается что-то переделать, то ни в коем случае делать этого не надо и нельзя.

Вся медицина имеет определенные показания и противопоказания. Просто когда специалист владеет своим предметом, он знает все показания, противопоказания и результат. А если человек не владеет, то здесь уже присутствует элемент так называемого псевдотворчества. Этого допускать нельзя. И косметология, и пластическая хирургия – это обычная классическая медицина. Здесь должны присутствовать показания, противопоказания и владение технологией.

Вопрос: Вы относите себя к хирургам одноплановым или многоплановым?

Ответ: Вы знаете, это современная тенденция. Сейчас появились хирурги, которые специализируются только на липосакции, или ринопластике, или увеличении груди. Вообще, я когда учился пластической хирургии, так не было. К сожалению, существует такое мнение, что специалист должен быть только в чем-то одном специалист: только по носу, или ягодицам, или груди. Я считаю, что это не так. Ведь если взять другую специальность, например, гинеколог, он же не лечит только одну патологию, а другую – нет. Или лор: он лечит только левую ноздрю, а правую не лечит. А в пластической хирургии это есть. Я думаю, что это исключительно рыночная история. Наверное, раскрутить хирурга, который оперирует только нос или правый палец левой ноги – проще.

Но я считаю, что пластический хирург – это хирург отраслевой. У нас есть отрасль – эстетическая хирургия. Здесь есть набор операций, которыми хирург должен владеть всеми. А мне интересно, я получаю удовольствие: и от ринопластики, и от фейслифтинга, и от маммопластики и так далее. В каждом виде операций, чем больше я оперирую, тем больше я открываю каких-то тонкостей и тем больше получаю удовольствие. Потому что когда не умеешь, тебя это страшит и пугает, а когда получается, тебе нравится, и каждая операция доставляет удовольствие. Я считаю, что специалист должен быть не то, что многоплановым - он должен владеть всеми операциями, которые входят в его отрасль.

Вопрос: Можно ли как-то продлить эффект после пластической операции? Какие рекомендации Вы даете своим пациентам?

Ответ: Смотря о каком эффекте Вы говорите: психологический эффект радости можно продлить добавлением соответствующих психотропных препаратов. А допустим эффект от операций, связанных с возрастными изменениями, можно продлить с помощью такой смежной отрасли, как косметология. Наши пациенты на 90% - дамы, и современная женщина должна следить за собой и ухаживать. Она должна ходить к косметологу на различные процедуры, как до операции, так и после. И косметолог должен вовремя направить женщину на корректирующую операцию к хирургу, и потом она должна вернуться к своему косметологу и продолжить вот этот симбиоз. Когда женщина ухожена и молодо выглядит. Она сама получает от этого удовольствие, ей легче и комфортнее жить. Она добивается в обществе большего. Так что мы помогаем обществу!

Все процедуры